Ирина Богатырёва о романе «Согра», опубликованном в журнале «Новый мир»

Прочитать свежий роман автора можно в апрельском и майском номерах литературного журнала «Новый мир».

Как рассказала писатель Ирина Богатырёва порталу «Ульяновск – город литературы ЮНЕСКО», роман появился из фольклорных экспедиций с Лабораторией фольклористики РГГУ, с которой автор три сезона работала в Архангельской области.

- Для меня это был чрезвычайно ценный жизненный опыт. Я не только поняла для себя, что же на самом деле такое – русский фольклор в наши дни, как сохраняется, меняется и живёт традиция, что такое народные верования и как чувствуют себя в современных реалиях персонажи, как домовой и леший, - но и познакомилась с колоритными людьми, о которых до этого могла разве что прочесть у Шергина, - рассказала Ирина Богатырёва. - Русский Север – особый край, со своим говором, фольклором, и мне хотелось в тексте передать всё вместе – и типажи, с которыми я столкнулась в ходе экспедиций, и диалект, и даже собственное удивление от всего этого – удивление современного городского человека.

У каждого полевого фольклориста есть свой золотой информант – человек, с которым были записаны лучше интервью, случился душевный контакт. Для меня таким человеком стала женщина, с которой я записала интервью в первый же день работы в первой же своей экспедиции. Она оказалась действительно ценным рассказчиком, чего я, по неопытности, не могла оценить, и поэтому ходила к ней ещё дважды с более опытными коллегами, - а она рассказывала и рассказывала. Причём от раза к разу, так или иначе она повторяла одну и ту же историю: про свою родственницу, которая, умирая, жаждала с ней повидаться. Однако тётя Маруся не пошла. И только на третий раз, вновь вернувшись, как привязанная, к той же истории, она рассказала её до конца – и стало ясно, что её отказ навестить умирающую был местью ей. Но понять все обстоятельства этого можно, только разбираясь в местной традиции – со стороны кажется, это просто конфликт двух невесток. 

Сюжет, таким образом, возник сам, а завязка оказалась самой естественной: городская девочка-подросток, не имеющая никаких родственных связей с Севером, попадает в глухую архангельскую деревню. Не совсем, правда, глухую: здесь есть большая каменная церковь, что для тех мест – необычно. Некогда это было крупное село с ярмаркой, но всё – глубоко в прошлом. Сейчас же здесь живёт горстка старух, сюда не ездит общественный транспорт, и всё, что у них есть – их прошлое, о котором они готовы рассказывать часами. В их рассказы органично вплетаются деревенские сплетни и досада на соседей, истории о лешем и порче скота, о том, как вывести щетинку у ребёнка, как избежать встречи с банником и, главное, о чудесной травине, помогающей находить потерянные вещи и людей. Правда, не всяких людей, а только тех, кто хочет, чтобы их нашли.

Согра.jpg

Однако основной задачей автора в новом романе стала работа с языком.


- Материал как раз практически не требовал обработки – это реальные интервью с реальными людьми. Но я поняла, что вся суть теряется, если их лишить главного – того языка, на котором они были рассказаны, диалекта и особого звучания спонтанной живой речи со всеми пропусками, повторами и даже словами паразитами, - говорит Ирина. - Без этого всё превращалось в выхолощенные народные приметы и поверья, - всё то, от чего меня лично мутит. Нет, мне хотелось передать музыку той речи, которая меня изумила. И тут пришлось действительно приложить усилия, потому что звучащая речь на бумаге становится неуклюжей и нелепой, она не воспринимается, в ней теряется не только очарование, но и смысл. Пришлось разработать целую систему, как превратить интервью – в языковой портрет персонажа так, чтобы это было не утомительно современному читателю, не заинтересованному ни в диалектизмах, ни в фольклористике. Ему и решать, насколько мне это удалось.

Купить электронную версию апрельского номера «Нового мира» можно на сайте журнала.

Также недавно в «Новом мире» вышла рецензия Ирины Богатырёвой на книгу «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР» (А. Архипова, А. Кирзюк. М., «Новое литературное обозрение», 2020).

Писатель Ирина Богатырева родилась в Казани, выросла в Ульяновске, сейчас живет в Москве. Окончила Литературный институт имени Горького и магистратуру в Центре типологии и семиотики фольклора РГГУ. Автор 7 книг прозы, лауреат «Ильи-Премии», премии журнала «Октябрь», премии «Белкина», премии Гончарова, премии Крапивина, премии Михалкова, Студенческого Букера, конкурса «Книгуру». Зимой Ирина стала гостем литературного коворкинга в Ульяновске.